В Заволжье, на заводе гусеничных тягачей, кошек, похоже, любят. По крайней мере, умеют их готовить. Диких и редких — тоже. Вот, например, ирбис. Слышали о таком звере? Заволжский Ирбис — это новый гусеничный снегоболотоход, построенный на шасси военного транспортера ГАЗ-34039 (эта машина известна жителям Севера как ГТС — «гусеничный тягач средний»).
МОЙ ПАПА — СНЕЖНЫЙ БАРС, ПОКОРИТЕЛЬ ВЕРШИН
Тот, кто в сентябре прошлого года побывал на Нижегородской ярмарке, наверняка согласится, что живьем Ирбис выглядит гораздо эффектнее, чем на фотографиях. Классный дизайн! И никаких явных признаков родства с «зеленым крокодилом» ГАЗ-34039, донором платформы. Видите еле заметную поясную линию, отделяющую ходовую часть вездехода от футуристической настройки? Все, что ниже этой границы (водоизмещающий корпус-лодка, двигатель, трансмиссия, шасси, катки и гусеницы), — от военного транспортера. А у кого заимствована «надстройка»? Газель? Ford Transit? Не угадаете! Это пластиковая рубка от экраноплана — летательно-плавательного аппарата, построенного специалистами ателье Буран-Стайлинг.
КАЮТА? РУБКА? КОКПИТ?
Дизайнеры ругаются с конструкторами. Конструкторы — с технологами. А тот, кто эксплуатирует машины, клеймит всех сразу. Особенно когда пробирается в салон и видит над собой огромную, предательски качающуся дверь-гильотину. Она в любой момент готова рухнуть вниз! Хорошо, что нас вовремя предупредили, иначе этот тест-драйв мог закончиться «расчлененкой»…
Скорей всего, конструкцию боковых «калиток» изменят. Причем дело не только в травмоопасности подъемных створок. Через огромные дверные проемы салон машины быстро теряет столь ценное на Севере тепло. И с задней дверью, которая в открытом положении выполняет роль трапа, есть проблемы: закрываясь, она стряхивает в салон всю скопившуюся на ней грязь. А это совсем не кстати! Потому что десятиместный салон здесь уютный и даже стильный, словно кают-компания большого, дорогого катера. А о том, чтобы здесь всегда было сухо, заботится специальный трюмный насос, установленный внутри водоизмещающего корпуса машины.
РЫЧАГ НАЛЕВО, РЫЧАГ НАПРАВО
С машинами Заволжского завода гусеничных тягачей мы впервые познакомились два года назад. Это были снегоболотоход Бобр и транспортер ГАЗ-34039 (см. АР № 22, 1999). Вместе с заводскими испытателями мы прыгали с косогоров, ныряли в болота, устраивали сумасшедший спринт по лесным просекам… И были в шоке. Да, немецкий Unimog тоже преодолевает умопомрачительные подъемы. Хорош и австрийский Pinzgauer, который отличается почти идеальной развесовкой. Американский Hummer великолепен на глубоком рельефе. А зиловская Синяя птица еще и плавать умеет. Но в тот раз мы поняли, что ни одной колесной машине не под силу то, что может машина гусеничная. Ну-ка, Ирбис, подтверди нашу правоту!
Нижний ряд «раздатки», сцепление, левый рычаг на себя... Стоп! Кажется, ошиблись с выбором передачи. Еще раз.
Нет, здесь что-то не так. Где рывок с места? Где гордо задранный нос? Вялый разгон, вторая передача, педаль в пол, завывание поджатого фрикциона... Нет, от былых ощущений не осталось и следа: это какой-то автобус, а не гусеничный транспортер!
Зато автобус комфортный. Ирбис не пляшет на неровностях, как высокий и короткобазный Бобр, не осталось и намека на «зубодробильную» плавность хода, которой славится ГАЗ-34039. По глубокой снежной целине Ирбис ползет неторопливо и важно, словно чугунный утюг по простыне. Можно будет разливать водку прямо на ходу и смело протягивать стаканы нагрянувшим на Север московским ревизорам — не разольется!
Дружище, да никакой ты не ирбис! Ты ленивый домашний кот, которому предусмотрительно подстригли острые когти. А может, сделали и более серьезную операцию. Ну почему ты отказываешься забираться на этот косогор? Передача не та? Турбокомпрессор не дует? Хода не хватило? Ну-ка, еще раз. Разгон — и Ирбис нехотя переваливается через холм.
Теперь — в лес. Если сумеем пробраться через бурелом, то накатанная военными тягачами колея выведет нас к открытой воде. Но поедем медленно, ведь в тех местах, где низкая «тридцать девятая» машина легко проскакивает под ветками, нам придется маневрировать. Зазеваешься — и панорамного лобового стекла как не бывало. Почему бы, кстати, специально для таких ситуаций не оснащать машины защитным «намордником», наподобие тех, что ставятся на кроссовые автомобили?
Вот и вода. Даже при провокационно-резком сходе в воду Ирбис не пугает своих обитателей глубокими подныриваниями и уверенно держит «психологически безопасную» ватерлинию. А на случай экстремальных ситуаций (если, например, вездеход провалится в полынью) предусмотрена простая технология эвакуации. В нескольких метрах по ходу транспортера с помощью обыкновенного бура для подледной ловли рыбы делается лунка, в которой закрепляется якорь с тонким металлическим тросом. Свободный конец троса цепляется за отверстие в передней звездочке гусеничного движителя. И Ирбис, подобно барону Мюнхгаузену, сам себя вытягивает из ловушки.
Мы попробовали — работает!
А может, настоящий снежный барс и должен быть таким? Неторопливым, осмотрительным, расчетливым? Тем, кому приходится передвигаться по настоящему бездорожью не ради очередной порции адреналина, а потому, что работа такая, скорей всего, понравится мирный характер Ирбиса. Да, эта гусеничная машина не поражает разгонной динамикой. И тяговые качества не впечатляют. Зато он способен взять на борт 10 пассажиров, разместить их в удобных автомобильных креслах, согреть мощным автономным отопителем и с комфортом провезти по бездорожью почти 1000 км — именно такое расстояние новая заволжская машина преодолевает на одной заправке.
Скоро Ирбис обзаведется более мощной силовой установкой, изменится конструкция дверей, а вместо классических танковых рычагов машина получит рулевое колесо автомобильного типа, управляющее бортовыми фрикционами с помощью электроники — такой модуль разрабатывается специалистами Научно-исследовательского института измерительных систем. И если последующий этап заводских испытаний подтвердит заявленные прочностные свойства пластикового кузова, Ирбис получит шанс выйти в серию. Когда это произойдет? Ответа не знает никто.
НАША СПРАВКА
Выпуском гусеничных тягачей в России занимаются четыре предприятия: Ишимбайский завод транспортного машиностроения (сочлененные тягачи полной массой до 30 т), Рубцовский машиностроительный завод (транспортеры массой до 14,5 т) и Курганский машиностроительный завод (вездеходы массой до 9 тонн).
Аналогичную технику выпускают и в ближнем зарубежье, в частности — на Семипалатинском машиностроительном заводе (Казахстан) и Харьковском тракторном заводе (Украина).
Основными потребителями гусеничных тягачей-транспортеров являются предприятия нефтегазового комплекса.
Константин СОРОКИН
Фото автора
Основные данные |
Масса снаряженного транспортера, кг |
6050 |
Масса перевозимого груза, кг |
1000 |
Количество мест в салоне |
6—10 |
Габаритные размеры, мм |
длина |
5720+500 (бамперы) |
ширина |
2570 |
высота |
2750 |
колея (расстояние между серединами гусениц) |
2180 |
база (расстояние между центрами крайних катков) |
3600 |
дорожный просвет |
400 |
Среднее удельное давление на грунт с полной нагрузкой, кгс.см2 |
0,216 |
Максимальная скорость движения по шоссе с полной нагрузкой, км/ч |
60 |
Запас хода по топливу с полной заправкой по шоссе, км |
1000 |
Двигатель |
тип |
дизель с турбонаддувом |
число цилиндров |
4 |
мощность, л.с. |
122,4 |