УАЗ-469 и УАЗ-3151 — советские легковые автомобили повышенной проходимости (внедорожники), выпускавшиеся на Ульяновском автомобильном заводе.
Основной командирский автомобиль в Советской Армии, а также в странах Варшавского договора, начиная с середины 1970-х, сменивший в этом качестве предшественника ГАЗ-69. Серийный выпуск моделей УАЗ-469 и УАЗ-469Б начат в декабре 1972 года, до этого начиная с 1964 года было произведено несколько опытно-промышленных серий. В 1985 году начат выпуск модернизированной модели УАЗ-3151 с нормализованным отраслевым индексом. Её выпуск в 2003 году был ограничен только редукторной (3151) и экспортными (31512, 31514 и 31519) версиями в связи с переходом на модернизированную модель УАЗ-315195 «Хантер» для внутреннего рынка.
Начиная с апреля в течение 2010 года была произведена ограниченная серия внедорожников под условным маркетинговым названием «469» (заводской индекс УАЗ-315196). Выпуск данной серии был приурочен к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. и запланирован в объёме 5000 единиц.
История
УАЗ-469 был разработан для транспортировки людей, грузов и лёгких автомобильных прицепов на всех типах дорог. Разработка автомобиля началась в 1961 году, на следующий год был построен первый опытный образец под названием УАЗ-460. Автомобиль похож на американский джип — крепкий утилитарный внедорожник, но не очень удобный. Интересно, что уже в 1965 г. изображения УАЗ-469 можно было встретить в советской прессе, однако до запуска машины в производство было еще далеко.
Первые УАЗ-469 сошли с конвейера Ульяновского автозавода 15 декабря 1972 года. Они пришли на смену ГАЗ-69. В качестве агрегатной базы в значительной степени использовалась хорошо знакомая механикам тех лет, известная надёжностью и конструктивным запасом прочности «Волга» ГАЗ-21.
Под индексом УАЗ-469 машина выпускалась до 1985 года, после чего в соответствии с отраслевой системой 1966 года и получила четырёхзначный номер 3151 (номер 31512 получила модификация 469Б).
В августе 1974 года три совершенно стандартных (без лебёдок и противобуксовочных цепей) автомобиля УАЗ-469 во время испытательного пробега достигли ледника на горе Эльбрус на высоте 4200 метров.
В феврале 2010 года Ульяновский автомобильный завод объявил о возобновлении производства в ограниченной партии модели под названием «УАЗ-469» (индекс УАЗ-315196). В конструкцию внесены изменения, повышающие комфорт (пружинная передняя подвеска, передние дисковые тормоза, гидроусилитель руля (в комплектации с металлической крышей), двигатель ЗМЗ-4091 112 л. с.), однако применяются и решения, использовавшиеся в оригинальной конструкции, претерпевшие изменения: разрезные мосты «Тимкен», получившие поворотные кулаки от мостов «Спайсер»; металлические бампера, дополненные пластиковыми «клыками»; откидной борт, ранее используемый на УАЗ «Хантер Классик»).
В январе 2011 года УАЗ-469 исчез из каталога Ульяновского автозавода, исчерпав лимит в 5000 автомобилей. На его место снова вернулся УАЗ «Хантер Классик», цена которого значительно превышает цену 469-го.
Конструкция
Кузов открытый пятиместный, со съёмным брезентовым тентом, четырёхдверный, боковые двери со съёмными металлическими остеклёнными надставками. Задний борт («пятая дверь») — для погрузки багажа, на двух откидных сиденьях могут разместиться ещё два пассажира. Дуги тента съёмные, рамка ветрового стекла откидывается на капот, что облегчает маскировку и транспортировку (например, в вертолёте).
Кузов автомобиля смонтирован на прочной и жёсткой на кручение лонжеронной раме.
Двигатель — рядный 4-цилиндровый 2,5-литровый двигатель УМЗ-451МИ.
Мощность — 75 л. с.
Топливо — бензин А-72 или А-76.
Сцепление — сухое однодисковое.
Коробка передач — 4-ступенчатая (с синхронизаторами на 3-й и 4-й передачах). Раздаточная коробка двухступенчатая, жёстко крепится к КПП (промежуточный карданный вал отсутствует).
Топливные баки — 2 по 39 л.
Расход топлива при скорости 90 км/ч — 16 л на 100 км.
Общее число мест — 7.
УАЗ-469 перевозит 7 пассажиров и 100 кг багажа или двух пассажиров и 600 кг. Автомобиль может буксировать прицеп массой 850 кг.
Для увеличения дорожного просвета до 300 мм были применены ведущие мосты с двойной главной передачей (удлинённый картер уменьшенного вертикального размера) и понижающими бортовыми редукторами (между полуосью и ступицей, пара цилиндрических шестерён с внутренним зацеплением; направление вращения полуоси и ступицы совпадает). На автомобиле УАЗ-469Б устанавливались ведущие мосты с одинарной главной передачей (сконструированы на основе мостов от ГАЗ-69), бортовые редукторы отсутствовали. Дорожный просвет у «гражданского» «УАЗика» составил 220 мм. Карданные валы на УАЗ-469Б стояли несколько увеличенной длины. Общее передаточное число ведущих мостов (как редукторного, так и безредукторного) было одинаковым.
Ступицы переднего моста отключаемые, что позволяло незначительно снижать расход топлива на дорогах с хорошим покрытием. Водитель торцовым трубчатым ключом откручивал защитный колпак (этот же ключ применялся для регулирования подшипников ступиц), затем шестигранником на «12» подключал-отключал соединительную муфту. На автомобили с 1990-х гг. устанавливались быстроотключаемые или самоблокирующиеся муфты.
В 1980 году на «УАЗиках» поменяли наружную светотехнику. Указатели поворотов спереди и сзади получили оранжевые рассеиватели, а сбоку на капоте появились повторители указателя поворотов. В это же время в конструкцию подвески внедрили гидравлические телескопические амортизаторы вместо рычажных. С 1983 года на машине устанавливается двигатель модели 414 мощностью 77 л. с. Год спустя в системе охлаждения появился расширительный бачок и герметичная пробка радиатора.
Технические характеристики
Легковые автомобили (джипы) Серия 3151 |
---|
| УАЗ-3150 | УАЗ-3151 | УАЗ-31512 | УАЗ-31514(9) | УАЗ-3153 | УАЗ-3159 |
Колесная формула | ? | 4 х 4 |
Количество мест | 4 | 5 + 2 | 5 + 4 |
Габаритные размеры, мм | 3720 х 1965 х 1890 | 4025 х 1785 х 2045 | 4025 х 1785 х 1990 | 4025 х 1785 х 2020 | 4514 х 1805 х 2015 | 4550 х 1962 х 2100 |
Колесная база, мм | 2000 | 2380 | 2760 | ? |
Дорожный просвет, мм | 195 | 300 | 220 (300 - при редукторных мостах) | 220 (300 - при редукторных мостах) | 220 | 300 |
Глубина преодолеваемого брода, м (с подготовкой) | 0,5 (0,7) |
Наибольший уровень преодолеваемого подъема при полной массе, град | 31 |
Масса снаряженного автомобиля, кг | ? | 1680 | 1600 | 1750 | 1800 | 2000 |
Полная масса, кг | ? | 2350 | 2480 | 2500 | 2600 | 2800 |
Грузоподъемность, кг | 375 | 800 | 750 | 750 | 800 | 800 |
Максимальная скорость, км/ч | 120 | 110 | 110 | 110(120) | 120 | 140 |
Расход топлива при скорости 90 км/ч, л/100 км | ? | 17,2 | 16,2 | 16,2(15,5) | 15,5 | 16,4 |
ДВИГАТЕЛЬ | УМЗ-4213.10 инжекторный | УМЗ 4179.10 карбюраторный | УМЗ 4178.10 карбюраторный | УМЗ 4178.10(4218.10) карб. | УМЗ 4218.10 карбюраторный | ЗМЗ-409 впрыск |
топливо | ? | бензин А-76 | бензин А-76 | бензин А-76 | бензин А-76 | бензин А-92 (91) |
объем, л | ? | 2,445 | 2,445 | 2,445(2,89) | 2,89 | 2,7 |
мощность, л.с., брутто (нетто) по ГОСТ 14846 | ? | 92 (76) | 92 (76) | 92 (76) или 98 (84) | 98 (84) | 144,3 (132,6) |
MAX крутящий момент, Н.м (кгс.м) нетто по ГОСТ 14846 при кол-ве об/мин | ? | 159,8 (16,3) при 2200-2500 | 159,8 (16,3) при 2200-2500 | 159,8 (16,3) или 189 (19,3) при 2200-2500 | 189 (19,3) при 2200-2500 | 223,7 (22,8) при 4000 |
Коробка передач | механическая, четырехступенчатая | механическая, 5-ступенчатая |
Раздаточная коробка | двухходовая, двухступенчатая | мелкомодульная, 2-ступенчатая |
Тормозная система | двухконтурная, с вакуумным усилителем, барабанная |
Шины | 215/90-15С, 215/90R15С, 225/75R16, 225R16С | 245/75R16 или 225/75R16 |
Модификации
Все модели включают: тент, двигатель УМЗ-4178 (76 л.с., 2.4л.), 4-х ступенчатая КПП, ремень безопасности, регулятор тормозных сил, подлокотники. |
Марка автомобиля | Мосты | Подвеска | Обивка | Сиденья (мест) |
| | | | обычные | комфорт. | откидные |
УАЗ-31512 | Станд. | Ресс. | комбинир. | 5 | | 2 |
УАЗ-31512-10 | Станд. | Пруж. | комбинир. | 5 | | 2 |
УАЗ-31512-410* | Станд. | Ресс. | комбинир. | 5 | | 2 |
УАЗ-31512-410-10 | Станд. | Пруж. | комбинир. | 5 | | 2 |
УАЗ-315126 | Станд. | Ресс. | комбинир. | 5 | | 2 |
УАЗ-315126-10 | Станд. | Пруж. | комбинир. | 5 | | 2 |
УАЗ-315126-015 | Станд. | Ресс. | | 5 | | 2 |
УАЗ-315126-410* | Станд. | Ресс. | комбинир. | 5 | | 2 |
УАЗ-315126-410-10 | Станд. | Пруж. | комбинир. | 5 | | 2 |
УАЗ-31512-014 | Станд. | Ресс. | комбинир. | 5 | | 2 |
УАЗ-31512-017 | Станд. | Ресс. | комбинир. | 5 | | 2 |
УАЗ-31512-017-10 | Станд. | Пруж. | комбинир. | 5 | | 2 |
УАЗ-31512-019 | Станд. | Ресс. | комбинир. | 5 | | 2 |
УАЗ-31512-024 | Станд. | Ресс. | комбинир. | 2 | | 6 |
УАЗ-31512-024-10 | Станд. | Пруж. | комбинир. | 2 | | 6 |
УАЗ-31512-027 | Станд. | Ресс. | комбинир. | | 5 | 2 |
УАЗ-31512-027-10 | Станд. | Пруж. | комбинир. | | 5 | 2 |
УАЗ-31512-031 | Ред. | Ресс. | комбинир. | 5 | | 2 |
УАЗ-31512-037 | Ред. | Ресс. | комбинир. | | 5 | 2 |
УАЗ-31512-437 | Ред. | Ресс. | комбинир. | | 5 | 2 |
УАЗ-31512-410 | Станд. | Ресс. | комбинир. | 5 | | 2 |
УАЗ-31512-410-10 | Станд. | Пруж. | комбинир. | 5 | | 2 |
УАЗ-31512-414 | Станд. | Ресс. | комбинир. | 5 | | 2 |
УАЗ-31512-419 | Станд. | Ресс. | комбинир. | 5 | | 2 |
УАЗ-31512-424 | Станд. | Ресс. | комбинир. | 5 | | 2 |
УАЗ-31512-427 | Станд. | Ресс. | комбинир. | 5 | | 2 |
УАЗ-31512-427-10 | Станд. | Пруж. | комбинир. | 5 | | 2 |
УАЗ-31512-431* | Ред. | Ресс. | комбинир. | 5 | | 2 |
УАЗ-31512-437 | Ред. | Ресс. | | 5 | | 2 |
Короткобазник "Шалун" 3150
Военный 3151
УАЗ 31512 (УАЗ 469Б)
УАЗ 31514
УАЗ 31519
УАЗ-Hunter (УАЗ 315195, УАЗ 31520)
УАЗ-469 new (УАЗ-315195-96)
УАЗ 3153 "Длиннобазник"
УАЗ 3159 "БАРС" Длиннобазник широкобазник
УАЗ 2315 - пикап
Специальные модели
УАЗ-31515 «Буревестник» - С жестким верхом, 1980 г. Для погранвойск.
Р-125Б1 - Комбинированная радиостанция (КШМ) на шасси УАЗ-3151 (р/с Р-159, Р-143, Р-012)
Р-125Б2 - Комбинированная радиостанция (КШМ) на шасси УАЗ-3151 (р/с Р-173, Р-158, Р-809М2, Р-143, Р-012, Т-219)
УАЗ-3151Т - Топопривязчик
«Барсук» - Подвижный узел связи с р/с Р-415 и «Акватория» на шасси УАЗ-3159
«Вест» - ПТРК «Корнет» на шасси УАЗ-3151