RSS-материалTwitter о вездеходахЖЖ о вездеходах

УАЗ 3151* / 469

УАЗ 3151* / 469

УАЗ-469 и УАЗ-3151 — советские легковые автомобили повышенной проходимости (внедорожники), выпускавшиеся на Ульяновском автомобильном заводе.
Основной командирский автомобиль в Советской Армии, а также в странах Варшавского договора, начиная с середины 1970-х, сменивший в этом качестве предшественника ГАЗ-69. Серийный выпуск моделей УАЗ-469 и УАЗ-469Б начат в декабре 1972 года, до этого начиная с 1964 года было произведено несколько опытно-промышленных серий. В 1985 году начат выпуск модернизированной модели УАЗ-3151 с нормализованным отраслевым индексом. Её выпуск в 2003 году был ограничен только редукторной (3151) и экспортными (31512, 31514 и 31519) версиями в связи с переходом на модернизированную модель УАЗ-315195 «Хантер» для внутреннего рынка.
Начиная с апреля в течение 2010 года была произведена ограниченная серия внедорожников под условным маркетинговым названием «469» (заводской индекс УАЗ-315196). Выпуск данной серии был приурочен к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. и запланирован в объёме 5000 единиц.

История

УАЗ-469 был разработан для транспортировки людей, грузов и лёгких автомобильных прицепов на всех типах дорог. Разработка автомобиля началась в 1961 году, на следующий год был построен первый опытный образец под названием УАЗ-460. Автомобиль похож на американский джип — крепкий утилитарный внедорожник, но не очень удобный. Интересно, что уже в 1965 г. изображения УАЗ-469 можно было встретить в советской прессе, однако до запуска машины в производство было еще далеко.
Первые УАЗ-469 сошли с конвейера Ульяновского автозавода 15 декабря 1972 года. Они пришли на смену ГАЗ-69. В качестве агрегатной базы в значительной степени использовалась хорошо знакомая механикам тех лет, известная надёжностью и конструктивным запасом прочности «Волга» ГАЗ-21.
Под индексом УАЗ-469 машина выпускалась до 1985 года, после чего в соответствии с отраслевой системой 1966 года и получила четырёхзначный номер 3151 (номер 31512 получила модификация 469Б).
В августе 1974 года три совершенно стандартных (без лебёдок и противобуксовочных цепей) автомобиля УАЗ-469 во время испытательного пробега достигли ледника на горе Эльбрус на высоте 4200 метров.
В феврале 2010 года Ульяновский автомобильный завод объявил о возобновлении производства в ограниченной партии модели под названием «УАЗ-469» (индекс УАЗ-315196). В конструкцию внесены изменения, повышающие комфорт (пружинная передняя подвеска, передние дисковые тормоза, гидроусилитель руля (в комплектации с металлической крышей), двигатель ЗМЗ-4091 112 л. с.), однако применяются и решения, использовавшиеся в оригинальной конструкции, претерпевшие изменения: разрезные мосты «Тимкен», получившие поворотные кулаки от мостов «Спайсер»; металлические бампера, дополненные пластиковыми «клыками»; откидной борт, ранее используемый на УАЗ «Хантер Классик»).
В январе 2011 года УАЗ-469 исчез из каталога Ульяновского автозавода, исчерпав лимит в 5000 автомобилей. На его место снова вернулся УАЗ «Хантер Классик», цена которого значительно превышает цену 469-го.

Конструкция

Кузов открытый пятиместный, со съёмным брезентовым тентом, четырёхдверный, боковые двери со съёмными металлическими остеклёнными надставками. Задний борт («пятая дверь») — для погрузки багажа, на двух откидных сиденьях могут разместиться ещё два пассажира. Дуги тента съёмные, рамка ветрового стекла откидывается на капот, что облегчает маскировку и транспортировку (например, в вертолёте).
Кузов автомобиля смонтирован на прочной и жёсткой на кручение лонжеронной раме.
Двигатель — рядный 4-цилиндровый 2,5-литровый двигатель УМЗ-451МИ.
Мощность — 75 л. с.
Топливо — бензин А-72 или А-76.
Сцепление — сухое однодисковое.
Коробка передач — 4-ступенчатая (с синхронизаторами на 3-й и 4-й передачах). Раздаточная коробка двухступенчатая, жёстко крепится к КПП (промежуточный карданный вал отсутствует).
Топливные баки — 2 по 39 л.
Расход топлива при скорости 90 км/ч — 16 л на 100 км.
Общее число мест — 7.
УАЗ-469 перевозит 7 пассажиров и 100 кг багажа или двух пассажиров и 600 кг. Автомобиль может буксировать прицеп массой 850 кг.
Для увеличения дорожного просвета до 300 мм были применены ведущие мосты с двойной главной передачей (удлинённый картер уменьшенного вертикального размера) и понижающими бортовыми редукторами (между полуосью и ступицей, пара цилиндрических шестерён с внутренним зацеплением; направление вращения полуоси и ступицы совпадает). На автомобиле УАЗ-469Б устанавливались ведущие мосты с одинарной главной передачей (сконструированы на основе мостов от ГАЗ-69), бортовые редукторы отсутствовали. Дорожный просвет у «гражданского» «УАЗика» составил 220 мм. Карданные валы на УАЗ-469Б стояли несколько увеличенной длины. Общее передаточное число ведущих мостов (как редукторного, так и безредукторного) было одинаковым.
Ступицы переднего моста отключаемые, что позволяло незначительно снижать расход топлива на дорогах с хорошим покрытием. Водитель торцовым трубчатым ключом откручивал защитный колпак (этот же ключ применялся для регулирования подшипников ступиц), затем шестигранником на «12» подключал-отключал соединительную муфту. На автомобили с 1990-х гг. устанавливались быстроотключаемые или самоблокирующиеся муфты.
В 1980 году на «УАЗиках» поменяли наружную светотехнику. Указатели поворотов спереди и сзади получили оранжевые рассеиватели, а сбоку на капоте появились повторители указателя поворотов. В это же время в конструкцию подвески внедрили гидравлические телескопические амортизаторы вместо рычажных. С 1983 года на машине устанавливается двигатель модели 414 мощностью 77 л. с. Год спустя в системе охлаждения появился расширительный бачок и герметичная пробка радиатора.

Технические характеристики

 

Легковые автомобили (джипы) Серия 3151

 УАЗ-3150УАЗ-3151УАЗ-31512УАЗ-31514(9)УАЗ-3153УАЗ-3159
Колесная формула?4 х 4
Количество мест45 + 25 + 4
Габаритные размеры, мм3720 х 1965 х 18904025 х 1785 х 20454025 х 1785 х 19904025 х 1785 х 20204514 х 1805 х 20154550 х 1962 х 2100
Колесная база, мм200023802760?
Дорожный просвет, мм195300220 (300 - при редукторных мостах)220 (300 - при редукторных мостах)220300
Глубина преодолеваемого брода, м (с подготовкой)0,5 (0,7)
Наибольший уровень преодолеваемого подъема при полной массе, град31
Масса снаряженного автомобиля, кг?16801600175018002000
Полная масса, кг?23502480250026002800
Грузоподъемность, кг375800750750800800
Максимальная скорость, км/ч120110110110(120)120140
Расход топлива при скорости 90 км/ч, л/100 км?17,216,216,2(15,5)15,516,4
ДВИГАТЕЛЬУМЗ-4213.10 инжекторныйУМЗ 4179.10 карбюраторныйУМЗ 4178.10 карбюраторныйУМЗ 4178.10(4218.10) карб.УМЗ 4218.10 карбюраторныйЗМЗ-409 впрыск
топливо?бензин А-76бензин А-76бензин А-76бензин А-76бензин А-92 (91)
объем, л?2,4452,4452,445(2,89)2,892,7
мощность, л.с., брутто (нетто) по ГОСТ 14846?92 (76)92 (76)92 (76) или 98 (84)98 (84)144,3 (132,6)
MAX крутящий момент, Н.м (кгс.м) нетто по ГОСТ 14846 при кол-ве об/мин?159,8 (16,3) при 2200-2500159,8 (16,3) при 2200-2500159,8 (16,3) или 189 (19,3) при 2200-2500189 (19,3) при 2200-2500223,7 (22,8) при 4000
Коробка передачмеханическая, четырехступенчатаямеханическая, 5-ступенчатая
Раздаточная коробкадвухходовая, двухступенчатаямелкомодульная, 2-ступенчатая
Тормозная системадвухконтурная, с вакуумным усилителем, барабанная
Шины215/90-15С, 215/90R15С, 225/75R16, 225R16С245/75R16 или 225/75R16
 

 

Модификации

Все модели включают: тент, двигатель УМЗ-4178 (76 л.с., 2.4л.), 4-х ступенчатая КПП, ремень безопасности, регулятор тормозных сил, подлокотники.
Марка автомобиляМостыПодвескаОбивкаСиденья (мест)
    обычныекомфорт.откидные
УАЗ-31512Станд.Ресс.комбинир.5 2
УАЗ-31512-10Станд.Пруж.комбинир.5 2
УАЗ-31512-410*Станд.Ресс.комбинир.5 2
УАЗ-31512-410-10Станд.Пруж.комбинир.5 2
УАЗ-315126Станд.Ресс.комбинир.5 2
УАЗ-315126-10Станд.Пруж.комбинир.5 2
УАЗ-315126-015Станд.Ресс. 5 2
УАЗ-315126-410*Станд.Ресс.комбинир.5 2
УАЗ-315126-410-10Станд.Пруж.комбинир.5 2
УАЗ-31512-014Станд.Ресс.комбинир.5 2
УАЗ-31512-017Станд.Ресс.комбинир.5 2
УАЗ-31512-017-10Станд.Пруж.комбинир.5 2
УАЗ-31512-019Станд.Ресс.комбинир.5 2
УАЗ-31512-024Станд.Ресс.комбинир.2 6
УАЗ-31512-024-10Станд.Пруж.комбинир.2 6
УАЗ-31512-027Станд.Ресс.комбинир. 52
УАЗ-31512-027-10Станд.Пруж.комбинир. 52
УАЗ-31512-031Ред.Ресс.комбинир.5 2
УАЗ-31512-037Ред.Ресс.комбинир. 52
УАЗ-31512-437Ред.Ресс.комбинир. 52
УАЗ-31512-410Станд.Ресс.комбинир.5 2
УАЗ-31512-410-10Станд.Пруж.комбинир.5 2
УАЗ-31512-414Станд.Ресс.комбинир.5 2
УАЗ-31512-419Станд.Ресс.комбинир.5 2
УАЗ-31512-424Станд.Ресс.комбинир.5 2
УАЗ-31512-427Станд.Ресс.комбинир.5 2
УАЗ-31512-427-10Станд.Пруж.комбинир.5 2
УАЗ-31512-431*Ред.Ресс.комбинир.5 2
УАЗ-31512-437Ред.Ресс. 5 

2

 

Короткобазник "Шалун" 3150

Военный 3151

УАЗ 31512 (УАЗ 469Б)

УАЗ 31514

УАЗ 31519

УАЗ-Hunter (УАЗ 315195, УАЗ 31520)

УАЗ Хантер Hunter чертеж

УАЗ-469 new (УАЗ-315195-96)

УАЗ 3153 "Длиннобазник"

УАЗ 3159 "БАРС" Длиннобазник широкобазник
 

УАЗ 2315 - пикап

 

Специальные модели

УАЗ-31515 «Буревестник» - С жестким верхом, 1980 г. Для погранвойск.

Р-125Б1 - Комбинированная радиостанция (КШМ) на шасси УАЗ-3151 (р/с Р-159, Р-143, Р-012)

Р-125Б2 - Комбинированная радиостанция (КШМ) на шасси УАЗ-3151 (р/с Р-173, Р-158, Р-809М2, Р-143, Р-012, Т-219)

УАЗ-3151Т - Топопривязчик

«Барсук» - Подвижный узел связи с р/с Р-415 и «Акватория» на шасси УАЗ-3159

«Вест» - ПТРК «Корнет» на шасси УАЗ-3151

 

Новости

12.03.15
На вооружение отдельной мотострелковой арктической бригады Северного флота поступят двухзвенные гусеничные плавающие снегоболотоходы высокой проходимости ТТМ-4902ПС-10.
06.08.14
Омская компания ОАО "ТПЦ "СибВПКнефтегаз" отгрузила два грузопассажирских вездехода на воздушной подушке "Арктика-3Д" компании "Артель старателей "Тал", работающей в северо-восточной части республики...
02.07.14
Предприятие, выпускающее вездеходную автотехнику, осмотрел временно исполняющий обязанности губернатора Тюменской области Владимир Якушев во время рабочей поездки по Тобольскому району. "Мы...