Несмотря на весьма широкий выбор транспортных средств для охоты в самых разных условиях, абсолютно универсальных нет. Различные снегоходы не умеют плавать и тем более ходить по топким болотам. Есть амфибии различных типов, но они предназначены для крупных перевозок и используются в основном в армии.
На рынке же имеется несколько десятков моделей болотоходов: это гусеничный ГАЗ-34039, колёсно-гусенечный «Арго», понтонный БМ-1 завода Тверь-строймаша, башкирский «Витязь», белорусский большеколёсный «Литвина» и другие. За границей наибольшей популярностью пользуется вездеход BV-206 компании Hagglunds.
Все эти машины большегрузные и дорогостоящие. Так, ГАЗ-3409 стоит около 700 тыс. руб., «Арго» – более 300 тыс. руб. Масса ГАЗ-3409 – 3,4 тонны, а грузоподъёмность 0,8 тонн.
Применяются и аэросани. Так, АНТК имени А.Н. Туполева совместно с компанией «Аэрокон» разработали аэросани-амфибию АС-2. Они предназначены для перевозки четырёх человек с грузом 100 кг с максимальной скоростью по воде 60 км/час и по снегу до 100 км/час. Ориентировочная стоимость около 900 тыс. рублей. Главным же недостатком кроме цены является повышенный уровень аэродинамического шума.
В начале 70-х годов на Севере любители подлёдного лова рыбы на взморье впервые использовали вездеход с колёсами-камерами низкого давления (0,15-0,5 атм.). Затем фирма «Арктиктранс» создала снегоболотоход «Нара» и открыла новое направление в развитии вездеходов-амфибий и болотоходов на основе применения эластичных камер низкого давления. Появились «Лопасня» и «Мамонтёнок», предназначенные для перевозки людей и грузов массой до двух тонн. В этих вездеходах внешняя сторона камер была покрыта протектором из эластичной резины.
Волжский автомобильный завод в 1999 году приступил к выпуску вездеходов на пневмоколесном движителе мощностью до 80 л. с. на базе корпуса и трансмиссии автомобиля «Жигули». Этот вездеход получил индекс Бронто ВАЗ-1922 «Марш».
Сейчас для перевозки по летнему бездорожью Сибири рыбаков, охотников, газовиков и нефтяников довольно успешно используется модель Бронто 1922-20 «Марш». Машина может перевозить пять человек. Снаряжённая масса 1700 кг, диаметр колёс 1400 мм, расход бензина при езде по шоссе 19 литров на 100 км. Стоимость этой модели 500 тыс. рублей. В последнее время появился в продаже достаточно лёгкий болотоход на базе двигателя ВАЗ-1111 «Ока» мощностью 30 л. с. со снаряжённой массой 750 кг, включая трёх пассажиров. Стоимость – 400 тыс. рублей.
Но шины низкого давления, случается, прокалываются при прохождении опасных водных и болотистых преград. При этом нарушается устойчивость и вездеход опрокидывается.
Совместить всё желаемые для суперпроходимой машины свойства становится возможным при использовании разработанной нами схемы универсального транспортного шнекороторного средства. Шнековые вездеходы тоже не новинка и уже десятки лет с большой эффективностью применяются в подразделениях по спасению космонавтов. Но там применяются крупногабаритные машины, которые по твёрдому грунту и дорогам с покрытием перевозят на платформах многоосных грузовиков.
Мы же предлагаем простую, лёгкую, перевозимую на небольшом прицепе или на крыше внедорожника машину с полыми шнеками и магнитной фрикционной коробкой скоростей*. Последняя исключает применение пружин и подшипников скольжения, при этом обеспечивает практически постоянное прижатие фрикционов друг к другу.
Наша машина имеет общую раму (1), на которой установлены на шариковых подшипниках (2) два вращающихся в разные стороны алюминиевых шнека (3). Шнеки имеют диаметр полого цилиндра 300 мм, общий диаметр 400 мм и длину 1,7 м. Сверху шнеки прикрыты алюминиевой панелью (15).
На верхней стойке рамы установлены: регулируемое кресло водителя (4), рулевая колонка (5), двухтактный бензиновый двигатель мощностью 2,5 л.с. (6), топливный бак (7), фрикционная коробка скоростей (8), устройство управления магнитными фрикционным маховиками (9) и приводным фрикционом (10), педаль акселератора (11), педаль расцепления фрикционов (12), глушитель (13) и багажник (14).
Привод шнеков состоит из приводного фрикциона (10), закреплённого через муфту скоростей (16) на валу двигателя, двух мощных магнитных фрикционов (9) с защитным кожухом, на валах которых расположены графитовые втулки (17) с вилками поворота (18). Втулки соединены с валами шнеков гибкими приводными тросами (19).
Педаль акселератора связана тягой с дроссельной заслонкой карбюратора двигателя. Педаль расцепления фрикционов тягами связана с вилками (18) так, что в крайнем нижнем положении она фиксируется, обеспечивая холостой ход, а при повторном нажатии и подъёме обеспечивает прижатие фрикционов (9) к приводному фрикциону.
На рулевой колонке, управляющей положением фрикционов в отдельности, расположены поворотная втулка (20) ручного управления акселератором, рукоятка скоростей (21) и ключ зажигания (22). Выхлопная труба двигателя размещена в горгроте (23), на конце которой установлен глушитель.
Управлять машиной очень просто. Ключом включаем зажигание. Устанавливаем педаль (12) в положение расцепления фрикционов и с помощью заводного шнура пускаем двигатель. Занимаем место в кресле, с помощью рукоятки (21) устанавливаем минимальную скорость и нажатием и медленным отпусканием педали (12) вводим сцепление фрикционов с приводным фрикционом. Начинаем движение, регулируя скорость педалью (11) и набирая нужную передачу рукояткой переключения скоростей.
Для обеспечения поворота в ту или иную сторону пользуемся рулевой колонкой (5). При её повороте в нужную сторону, вилки (18) отжимают соответствующий фрикцион от приводного фрикциона на 0,5 мм, преодолевая силу магнитного притяжения фрикционов друг к другу и стальному приводному фрикциону. При этом работает соответствующий шнек (3), обеспечивая поворот. Магнитное притяжение маховиков к приводному фрикциону препятствует его проскальзыванию относительно фрикционной поверхности маховиков.
Скорость при постоянной мощности может плавно уменьшаться с помощью рукоятки (21), передвигающей приводной фрикцион ближе к периферии фрикционов (9). Останавливаем снегоход сбросом газа педалью и полным нажатием педали (12). Педаль торможения не требуется, так как шнеки обеспечивают при расцеплении фрикционов самоторможение.
Машина может обеспечить скорость передвижения одного человека по заснеженной поверхности при использовании двигателя мощностью 2,5 л.с. до 30 км/час по воде – 5 км/час, по болоту – 2,5 км/час. Масса не более 80 кг при водоизмещении 230 кг. Она не теряет плавучести даже при опрокидывании.
На сегодняшний день это единственно возможное транспортное средство для быстрого перемещения человека летом по болотистой местности в сибирских регионах охоты и нефтегазодобычи. Он может быть изготовлен в частной мастерской, а стоимость не будет превышать 25-30 тыс. рублей.
Адамович Б.А., Дербичев A.-Г.Б., Дудов В.И. Самоход-амфибия, патент России №2203810, С2 7В60F3/00. Бюллетень изобретений №13, 2003 г.
Журнал Охота №1 - 2008