RSS-материалTwitter о вездеходахЖЖ о вездеходах

Препятствия брать ходом

Препятствия брать ходом

 Дмитрий Леонтев, фото Виктории Ильинской

 Завод имени В. А. Дегтярева готовится к выпуску новой гаммы квадроциклов и болотоходов.

 

 

Альтернативные транспортные средства «заселяют» Россию с завидной скоростью. Скоро в Подмосковье квадроциклов станет больше, чем двухколесников. Затем подтянутся и другие регионы. Вот, например, в Новокузнецке один местный житель уже не вытерпел и сделал квадрик из стиральной машины - успешно гоняет на нем по тайге. Правда, от «стиралки» умелец взял только помпу для организации водяного охлаждения, но все равно впечатляет...

Желание аборигенов (это я про всех нас) кататься по полям, пляжам, лесам, холмам, камням, грязи, а также форсировать речки и взметать снежные сугробы, не угробив при этом свой любимый джип, столь велико, что прогноз один: с каждым годом покупать ATV в России будут все больше и больше.

Об этом задумались и на старом добром предприятии «Завод имени В. А. Дегтярева». Наверняка многие помнят мотоциклы «Ковровец», «Восход», «ЗиД-200 Курьер» и мокик «Пилот» - все они выпускались в Коврове. Сегодня производство мототехники здесь значительно сократилось. Однако завод развивается, плавно делая крен в сторону ATV. Новые российские разработки теперь в значительной степени оснащены импортными (китайскими) комплектующими. Вот об этих новинках и пойдет речь.

На тест нам представили опытные образцы трех моделей. Одна - вездеход под рабочим названием «Бархан», предназначенный для болот, снега, грязи и воды. Мы тестировали опытный образец «Бархана», оснащенный рядом экспериментальных деталей и узлов. Две другие новинки - квадрик для тинейджеров «Робинзон» и более серьезный четырехколесник для взрослых «Тарпан». Сейчас они проходят заключительные испытания перед конвейером. К пойме местной реки мы подъехали большой компанией по лесной разбитой рытвинами дороге. При этом, пока мы трусливо пробирались на паркетнике Honda CRV, «атэвэшки» быстро ушли вперед и прибыли на место гораздо раньше. Кто там взирает на мототехнику свысока? Небольшой вес и хорошая маневренность - лучший козырь на проселке.

Бархан барханыч

Строительство вездеходов на пневматиках, похоже, скоро станет у нас национальным видом спорта. Ландшафт, природные условия и повсеместное отсутствие дорог заставляют людей фантазировать на эту тему. Основу конструкции горынычеобразного «Бархана» составляют три колеса низкого давления Арктиктранс. Рама взята от мотоцикла «Сова». Забегая вперед, скажу, что, когда вернулся из командировки, многие надоедали: «Как тебе «Бархан»?» От ответа я уклонялся. Я ведь не фермер, не нефтяник, не владелец загородного поместья или охотничьего хозяйства. Зачем мне снегоболотоходная техника? Ее должен оценивать потребитель. Пока продано не более десятка «Барханов» из пробной партии. Один экземпляр, в частности, ушел в подмосковное имение, еще два - в частное охотничье угодье. У «Бархана» из пробной партии нет ни заднего хода, ни пониженной передачи. Сзади - неразрезной вал. В скором времени инженеры из Коврова обещают это исправить и подготовить другую версию. Передача крутящего момента от двигателя к валу задних колес будет осуществляться через промежуточный редуктор, в котором реализуют прямую и пониженную передачи переднего хода, а также передачу заднего хода. Предусмотрят и отключение одного из ведущих колес (по типу колесных «хабов») для увеличения управляемости груженого СТС на поверхностях с высокими сцепными свойствами. Пока цена новинки вполне соответствует комплектации - всего 70 тыс. рублей. Ближайший конкурент, лишенный всех обозначенных недостатков, ИЖ «Самсон» стоит 107 тыс. рублей. Хотя «Самсон» и технически более совершенен, у него есть большой недостаток - лишних 200 кг веса. Для болотохода это весьма критично. Вытащить застрявшего «Бархана» можно с помощью одной человеческой силы, а вот по поводу «Самсона» это еще вопрос.

  

Примененный на «Бархане» двигатель (ЗДК 200П) с воздушным охлаждением использовался на серийных образцах мототехники, таких, как трехколесное СТС «Фермер». Нареканий по потере мощности двигателя из-за перегрева не возникало. Мотор дефорсирован для получения более оптимальной кривой крутящего момента и повышения эластичности, что особенно важно в сложных условиях эксплуатации. О поведении «в бою» могу сказать следующее. Водитель снегоболотохода должен наработать хорошие навыки управления, прежде чем начать с ходу форсировать сложные препятствия. Труднее всего зимой, когда неосторожное обращение с ручкой газа автоматически закапывает задние колеса «по самое не балуй». Проходимость по снежной целине значительно возрастает при использовании на ведущих колесах «бандажей» из каната диаметром 20-25 мм. Езда по твердому покрытию дается легче, но отсутствие подвески бьет по скелету и сотрясает внутренности.

«Бархан» - замечательный пловец. Держаться на плаву ему позволяют огромные колеса низкого давления (диаметр колеса более метра, точнее - 1080 мм, давление в шине 0.3 кгс/см2). Повороты осуществляются за счет перемещения веса водителя. Сложен только подъем на вязкий берег. Опытные пилоты подъезжают боком и стараются зацепиться ведущим колесом. Если удалось - дело сделано. Штурмовать раскисшие берега в лоб занятие безнадеженое.

Подведем итог. Несмотря на серьезного конкурента из Ижевска, «Бархан» может занять свою нишу на рынке, прежде всего из-за более низкой цены. Правда, ниша эта довольно специфичная. Сегодня в России появляется все больше потребителей, готовых приобретать вездеходную технику, и многие из них могут купить «Бархан» просто для эксперимента. Раз дешевый - можно рискнуть. Более продвинутые, возможно, выберут ИЖ «Самсон». Впрочем, дождемся официальной презентации, на которой представят доработанный вариант вездехода, тогда и сделаем окончательные выводы.

Узкоглазый «тарпан»

   

Новый отечественный 200-кубовый заднеприводный квадроцикл «Тарпан» по предварительной информации будет стоить около 45-50 тыс. руб. Четырехколесник нашпигован китайскими деталями: двигателем, электрикой, колесами и ручками управления. Поставщик азиатских комплектующих - компания Lifan, крупнейший производитель ATV в Поднебесной.

Подвеска квадроцикла довольно простая. Спереди - однорычажная, сзади - маятниковая. На представленном образце стояли отечественные амортизаторы, но на серийных предусмотрены уже китайские. Опробовав опытный экземпляр, могу сказать, что ждать отточенной управляемости и высокого комфорта от новинки не стоит. Впрочем, езда на «атэвэшке» порой так захватывает, что о таких мелочах даже не думаешь. Однако на твердом покрытии возникает неприятная вибрация. Куда приятнее кататься по лужам и песку. Заводские специалисты утверждают, что с китайскими амортизаторами картина изменится в лучшую сторону.

Мотор на «Тарпане» высокооборотный, поэтому препятствия надо брать с ходу. Иначе только зря потратишь силы. Увы, на тестовом образце пониженной передачи не было. На серийном «Тарпане» планируется редуктор с «понижайкой», что должно способствовать прохождению препятствий внатяг.

Серийно «Тарпан», вероятнее всего, начнут выпускать летом этого года. Думаю, новинку оценят многие российские потребители. Во-первых, будут рады покупатели, чьи доходы не позволяют завладеть такими марками, как Polaris, Arctic Cat или Bombardier. Во-вторых, довольным должен остаться и состоятельный народ, ведь не секрет, что большинство владельцев коттеджей в Московской области используют квадроциклы не по назначению. Игнорируют изначально заложенные в этой технике утилитарные функции и предпочитают просто колбаситься. Серьезных навыков езды на ATV они не имеют и потому часто гробят дорогостоящую технику в первый же сезон. Китайско-ковровский квадрик может послужить для них тренировочным снарядом. В случае чего и угробить не жалко.

«Робинзон» - массовая игрушка

«Робинзон» должен попасть на конвейер уже в I квартале 2006 года. Это детский квадроцикл имеет еще больше китайских деталей, чем «Тарпан». Здесь, кроме двигателя, электрики и ручек, азиатские также колесные диски и амортизаторы. Стоимость подростковой игрушки еще не определена, но это будет довольно скромная сумма (приблизительно в районе тысячи долларов или даже меньше), поэтому позволить себе «Робинзона» смогут многие. Квадрик имеет 50 «кубиков» и развивает скорость до 45 км/ч (если открутить ограничитель). Взрослый мужчина легко доедет на нем до магазина, если прохожих не застесняется. Подвеска аналогична «Тарпану», но сзади стоит моноамортизатор. Сцепление - автоматическое. Это удобно. Нужно лишь приноровиться трогаться с места в сложном рельефе, например песчаном карьере. Ковровские испытатели утверждают, что кататься на «Робинзоне» можно с 8 лет. Не знаю, не знаю... Мне показалось, что своему ребенку я бы не доверил столь резвую игрушку. Разве что под очень серьезным присмотром. Впрочем, если территория огорожена или рядом нет дороги, на которую можно случайно выскочить, отсутствуют реки, овраги и деревья, то, наверное, можно дать чаду порезвиться. И все же для детей без какого-либо опыта общения с мототехникой на период обучения я бы рекомендовал менее мощные машинки.

 

В целом квадроциклы из Коврова производят неплохое впечатление. Заводятся с пол-оборота. Ничего у них не отваливается, не трещит и не скребет. О болотоходе определенного мнения пока не сложилось - конструкция еще находится в стадии доработки. Хотелось бы верить заверениям дегтяревцев о том, что основные недостатки, отмеченные при тестовых заездах, будут устранены на первых же серийных изделиях. Ждать остается недолго - посмотрим.

Что одинаково хорошо во всех протестированных нами изделиях завода - это цена. Поскольку они довольно дешевы, найдутся любители, которые захотят приобрести их хотя бы в качестве эксперимента. Наша страна стремительно вступает в эру ATV, и скоро не иметь своего квадроцикла станет просто неприличным.

Источник: 4х4 club 2006

Новости

12.03.15
На вооружение отдельной мотострелковой арктической бригады Северного флота поступят двухзвенные гусеничные плавающие снегоболотоходы высокой проходимости ТТМ-4902ПС-10.
06.08.14
Омская компания ОАО "ТПЦ "СибВПКнефтегаз" отгрузила два грузопассажирских вездехода на воздушной подушке "Арктика-3Д" компании "Артель старателей "Тал", работающей в северо-восточной части республики...
02.07.14
Предприятие, выпускающее вездеходную автотехнику, осмотрел временно исполняющий обязанности губернатора Тюменской области Владимир Якушев во время рабочей поездки по Тобольскому району. "Мы...