RSS-материалTwitter о вездеходахЖЖ о вездеходах

Вездеходы «Витязь» и «Лаптёжник» - можно ли сравнить несравнимое?

Вездеходы «Витязь» и «Лаптёжник» - можно ли сравнить несравнимое?
Люди осваивают новые территории, работают и живут в самых труднодоступных местах, где проблема передвижения стоит особенно остро. Ведь, как правило, ставится задача не просто добраться до цели, но и доставить полезный груз. Ситуация, когда до ближайшего жилья несколько дней пешего хода, а транспорт вышел из строя, нередко, равнозначна гибели. Относительно недавно предполагалось, что развитие авиации, поможет решить эту непростую задачу. Но необходимость аэродромов и взлётных площадок, высокая стоимость производства и эксплуатации так и не сделали самолёты и вертолёты вездесущим и универсальными помощниками. А учитывая, что на авиацию нельзя рассчитывать в сложных погодных условиях, самой надёжной техникой остаются вездеходы.  
 
Какие вездеходы лучше – колёсные или гусеничные? 
 
Многолетняя практика показала, что сфера применения вездеходов, по сути, не ограничена. Это и спасательные операции, и тушение лесных пожаров, и исследовательские работы, и грузоперевозки по бездорожью. При этом не имеет значения погода, состояние грунта или льда. Таким образом, если предстоит выбор транспорта для передвижения по бездорожью, рассматривается в основном два варианта - гусеничный вездеход или колёсный. При этом требуется ответить на вопрос, какой из них лучше? Для ответа сравниваются их преимущества и недостатки в сходных условиях эксплуатации. Сделать это можно на примере вездехода из серии «Витязь» и  вездехода «Лаптёжник» производства ООО «Омские Вездеходы». Стоит отметить, что грузоподъёмность этих вездеходов одинакова и составляет 31 тонну, а диапазон температур, при которых гарантируется надёжная работа - от +40 до ¬50 градусов. 
 
Гусеничные вездеходы серии «Витязь»
 
Модели из серии «Витязь» являются яркими представителями гусеничных вездеходов. Обращает на себя внимание способность этих машин преодолевать препятствия, сопоставимые с их собственной высотой. При этом не теряется сцепление с поверхностью, по которой приходится передвигаться. Это стало возможным, благодаря сочлененным конструкциям, которые характерны для двухзвенных «Витязей» как плавающих, так и не плавающих. Важная особенность этого гусеничного вездехода – возможность дистанционно управлять складыванием звеньев в двух плоскостях. Эта операция осуществляется с помощью дополнительных гидравлических цилиндров. Эти же цилиндры используются как вспомогательные поворотные механизмы, увеличивающие маневренность машины. Вездеход приобретает свойства пресмыкающегося и способен выбраться на крутой берег и преодолеть ров шириной 4 метра.
«Витязи» выпускаются с 1982 года и широко применяются военными,  нефтедобытчиками, участниками антарктических экспедиций. Предусматриваются их различные комплектации. Изначально «Витязь» разрабатывался для нужд армии. Впоследствии на базе ДТ-10 модельный ряд был существенно расширен и на сегодняшний день снегоболотоходы данного типа насчитывают больше 30 модификаций. В их числе транспортные и топливозаправочные вездеходы, а также передвижной жилой комплекс. Вездеходы серии «Витязь» за долгие годы безупречной службы по праву получили статус легендарных. Но технологии не стоят на месте и в ряды внедорожной техники смело врываются новички, которые не только не уступают своим предшественникам, но и по многим показателям превосходят их. 
 
Колёсные вездеходы «Лаптёжник» 
 
Каких-то 5-10 лет назад сравнение гусеничных и колёсных вездеходов считалось некорректным. Но благодаря всё более широкому применению крупногабаритных колёс сверхнизкого давления у гусеничного транспорта появились конкуренты. Устройство такого колеса сходно с автомобильным – его основа колёсный диск и бескамерная шина. Главной особенностью является значительно больший объём воздушных камер. Это обеспечивает высокий уровень плавучести и амортизирующих характеристик. Низкое давление в шинах позволяет увеличить площадь опоры на грунт или снежный покров, усиливая тем самым сцепление. Кроме того, отличное сцепление с поверхностью обеспечивает и транспортно-поворотный узел - «ломающаяся» рама. Благодаря данной конструктивной особенности, все колеса «Лаптёжника» всегда касаются поверхности, по которой он передвигается. Так как в трансмиссию этих моделей входит система межосевых и межколёсных блокировок, практически, полностью исключается пробуксовка. 
Преимуществом «Лаптёжника» перед гусеничными вездеходами является более экономичный расход топлива – в 1,5 раза. Кроме того ресурс колёс у него в 3 раза выше, чем у гусениц. Плавающие снегоболотоходы «Лаптёжники» прекрасно показывают себя в условиях снежной целины и сыпучего песка. Перемещая груз весом до 12 тонн, «Лаптёжник» не повредит растительный покров, а также легко преодолеет довольно сложные водные преграды. Немаловажный плюс «Лаптёжника» - низкий уровень шума. 
 
Подводя итог, можно отметить общие свойства колёсного «Лаптёжника» и гусеничного «Витязя», в числе которых:
  • Высокая проходимость на различных типах грунта;
  • Многофункциональность;
  • Готовность к работе при крайних температурах;
  • Высокая манёвренность;
  • Надежность;
  • Комфорт водителей и пассажиров.

Новости

12.03.15
На вооружение отдельной мотострелковой арктической бригады Северного флота поступят двухзвенные гусеничные плавающие снегоболотоходы высокой проходимости ТТМ-4902ПС-10.
06.08.14
Омская компания ОАО "ТПЦ "СибВПКнефтегаз" отгрузила два грузопассажирских вездехода на воздушной подушке "Арктика-3Д" компании "Артель старателей "Тал", работающей в северо-восточной части республики...
02.07.14
Предприятие, выпускающее вездеходную автотехнику, осмотрел временно исполняющий обязанности губернатора Тюменской области Владимир Якушев во время рабочей поездки по Тобольскому району. "Мы...