«Барсы» из Ужура: этой машине нужна не дорога, а только направление движения
Танки не в состоянии проехать там, где проходит снегоболотоход «Барс». Ужурский вездеход уверенно чувствует себя на асфальте, в болоте, глубоком снегу, в тундре и пустыне.
Он серийно (4-5 штук в месяц) выпускается в Красноярском крае для нефтяников и газовиков севера. Региональные власти производителей не поддерживают, а северяне эти вездеходы, которые могут идти по снегу, болоту, грунтовому бездорожью, горному камнепаду, плыть по озерам и рекам, разбирают у производителя как горячие пирожки.
Большая часть отправляется в районы Крайнего Севера. Метровые пневматики (шины низкого давления) позволяют "Барсу" великолепно плавать. На некоторые модификации даже ставят специальные балки для подвесных моторов. Есть и лебёдка, только вездеход и без неё преодолевает преграды.
В 2009 году сибирские автомобилестроители решили поставить на пневматики… серийный полноприводный "Соболь" (аналог «Газели»). Ужурцы рассчитывают, что "Соболи" на пневматиках тоже отлично покажут себя в экстремальных ситуациях. Кроме того, сейчас готовится к выпуску и версия "Барса" на 6 колесах. Там комфорт и проходимость возрастут на порядок.
Прошло 2 года как небольшой город Ужур стал центром красноярского краевого автомобилестроения. И хотя пока выпускается всего 4 - 5 супервнедорожников в месяц, но благодаря удачной конструкции и простоте "Барс" завоевал сердца профессионалов и любителей off-road езды.
Разработал и создал этот внедорожник на шинах сверхнизкого давления автомеханик и конструктор Алексей Маслеев. Он с единомышленниками сразу решил, что конструкция обязательно будет эксклюзивом. Потому сразу отказались от мыслей использовать кузов серийного автомобиля. Так "Барс" стал не "паркетным" джипом a’la Range rover или Toyota tundra, а реальным вездеходом для газовиков и нефтяников.
По сути, дорога этой машине вообще не нужна! Было бы направление движения, как испокон веков принято в России. А добраться до пункта назначения она способна практически по любому покрытию. Или вообще без него. "Барс" может проехать там, где и пешком-то пройти не всегда удается. Снег, пески, болото, горные курумы (бывшие камнепады), открытая вода. Большой объем пневматиков позволяет вездеходу великолепно плавать.
Made in Russia
В основе "Барса" - прочная сварная рама из прямоугольных профилей. Высокая жесткость позволяет без проблем переносить любые нагрузки.
С силовым агрегатом конструкторы решили особо не мудрить и оборудовали снегоболотоход движком от “Нивы”. Кстати, объема в 1,8 л вполне достаточно, разве что на наиболее сложных участках приходится постараться. Однако, если у заказчика вездехода к продукции российского автопрома неприязнь, на машину могут поставить японский дизель, оснастив внедорожник автоматической коробкой передач. Стандартная же комплектация включает в себя коробку от "Жигулей" десятого семейства и “раздатку” от легендарного ГАЗ-66. Передний и задний мосты предоставил "УАЗ-Патриот".
Машина получилась быстроходная. По трассе "Барс" при необходимости может двигаться со скоростью 80 - 100 км/ч. Больше ему незачем. А управляется "Барс" буквально мизинцем - все машины оснащаются гидроусилителем руля. Поэтому и на шоссе, и в глубоком снегу водитель чувствует себя легко.
Салон обустроен по-спартански. Это может не понравиться тому, кто скупал “солидные” и уже почившие «в бозе» Hummers-2-3-4, но вполне устраивает людей, которые делают реальное дело ( в Сибири, в Техасе или в арабской пустыне). Дверей всего две - с правой стороны кузова и сзади. По словам конструкторов машины, сделано это: а) для упрощения конструкции; б) для герметичности кузова. Однако влезть в машину труда не составляет. Места тут хватает. А ветровые стекла сделаны откидывающимися. Поэтому если нужно выскочить из салона - можно за пару секунд. К тому же, в крышу врезан просторный люк. Охотники и наблюдатели (например, за дикими животными африканских саван) понимают, зачем такой нужен. Хотя и через окна обзор великолепный - почти круговой.
В переднем ряду сидеть приятно. Величина перемещений спинок и самих сидений позволяет комфортно устроиться за рулем человеку самой солидной комплекции. А вот второй ряд, надо признать, поуже. И колесные арки выпирают. (В шестиколесном будет просторнее).
С отоплением создатели постарались - двухмоторная японская печка дает мощный поток теплого воздуха, достаточный, чтобы объемный салон прогрелся за несколько минут. Зимняя “фишка” "Барса": в нем не замерзают стекла. Никогда, даже в самый сильный мороз. Летняя “фишка”: по заказу ставят кондиционер.
Но есть и другая “Фишка”: "Барс" полностью сертифицирован для дорог общего пользования. Он оснащен всем необходимым для безопасной эксплуатации, на него выдают техпаспорт. Поэтому поставить вездеход на учет и получить номерные знаки можно без проблем. Но пока ужурская амфибия уходит в основном на Север. Ее очень уважают нефтяники, геологи, рыбаки и охотники - те, кто большую часть времени проводит в деле на природе.
Вместо послесловия
Производство “Барсов” налажено без государственной помощи и банковских средств. Почему? Потому что они реально востребованы людьми и компаниями. “Барсов” не нужно “впаривать” покупателям, устраивая дорогие всероссийские или мировые рекламные компании. Покупатели стоят в очереди. Для их производства не требуется вымаливать кредиты у банков или завлекать крупные российские - иностранные компании. Возможно, поэтому власти не интересуются производством сибирского уникального вездехода. Для них это самоделка и мелочевка. А может отсутствие интереса у властей и хорошо? Как думаете?
Андрей Григорьев, Красноярск